Публикация «МК-Урал»
Представители СТК должны будут ответить за недоремонт водоводов, постоянные ЖКХ-ЧП и даже гибель людей в «эстэкашном кипятке». Свердловская прокуратура все-таки направила исковое заявление, чтобы суд оценил действия СТК, в результате которых ЖКХ-ситуацию в уральской столице уже окрестили «коммунальным холокостом».
«Прокуратура Свердловской области, действуя в интересах граждан, обратилась в Орджоникидзевский районный суд Екатеринбурга с исковым заявлением к ООО «Свердловская теплоснабжающая компания», ненадлежащим образом исполняющим обязанности по поддержанию необходимого технического состояния тепловых сетей», - говорится в заявлении надзорного ведомства.
В прокуратуре подчеркивают, что именно неисполнение СТК обязанности по поддержанию в надлежащем состоянии тепловых сетей, используемых для снабжения тепловой энергией и горячей водой потребителей Екатеринбурга, в 2010-2011 годах уже привело к ряду коммунальных аварий, вызвавших широкий общественный резонанс.
Напомним, что только в течение прошлого года в Екатеринбурге 54 раза рвало трубы. Одна из самых громких аварий произошла 9 декабря прошлого года. В результате ЧП на Машинной - Щорса горячая вода хлынула на проезжую часть и парализовала движение автомобилей и пешеходов. Сотни домов остались без тепла и горячей воды. Из-за разлива кипятка пострадали 10 екатеринбуржцев, 4 из которых были госпитализированы.
Как позже выяснилось, авария оказалась смертельной. Один из пострадавших - 61-летний екатеринбуржец, несмотря на предпринятые меры по оказанию квалифицированной медицинской помощи, 28 декабря скончался от полученных ожогов обеих кистей и голеней (пострадало 23% поверхности тела). Уже в новом году жертвами «эстэкашного кипятка» стали еще несколько горожан.
В этой ситуации особое возмущение городской общественности вызвала откровенно циничная позиция топ-менеджмента компании.
К примеру, на итоговой годовой пресс-конференции замглавы СТК Елена Малахова заявила, что екатеринбуржцы, по сути, сами виноваты в том, что попадают в кипящие лужи.
«Вот вы говорите, бабушка и ребенок (пострадавшие в аварии на Машинной - Щорса)... У нас были очевидцы и свидетели этой ситуации, когда бабушке несколько раз говорили: вы пройдите чуть-чуть подальше и обойдите, - но бабушка почему-то сочла необходимым ребенка поставить в эту воду... Нет чтоб самой хотя бы спуститься, а его подхватить на руки! Даже если это была бы холодная вода - ставить ребенка в обуви в воду... Вопрос-то к бабушке должен быть. Это ведь не поток воды нахлынул на ребенка! Его просто заставили перейти дорогу, и его буквально выдернул из горячей воды представитель Октябрьской администрации», - говорила на пресс-конференции Малахова.
Также она выразила сомнение в адекватности и психическом здоровье пострадавшей пожилой женщины:
«Я не понимаю... У меня у самой второй маленький ребенок, я сначала встану сама, если мне где-то непонятно, а ребенка возьму на руки. А когда бабушка стоит на поребрике, а ребенка ставит в горячую воду, действительно, проблема-то с головой у бабушки в первую очередь», - уверенно поставила диагноз топ-менеджер СТК.
Правда, почему-то Елена Малахова так и не объяснила - почему еще 8 взрослых здоровых екатеринбуржцев полезли в тот же кипяток.
Естественно, что реакция на цинизм «сетевиков» последовала довольно жесткая. Так, сотрудники прокуратуры начали сразу несколько проверок по фактам ЧП на сетях «Свердловской теплоснабжающей компании». В Министерство энергетики и ЖКХ области в свою очередь объявили о старте как технического, так и финансового аудита деятельности СТК. Также проверят и проектно-сметную документацию компании.
Ситуацию взяли на контроль и региональные законодатели. Зампредседателя комитета по промышленности Свердловской областной Думы Владимир Коньков подчеркнул, что проверки должны быть как можно более полными и комплексными.
«Был летний период, в течение которого должны были проводиться опрессовки. Надо поднять акты об их проведении, проверить, насколько качественно и в каком объеме были проведены все эти работы, те, что у них называются «подготовка к зиме». Если окажется, что актов нет или работы проведены не в полном объеме, однозначно вина будет лежать на СТК. Я считаю, что проверкой всех этих материалов должна немедленно заняться администрация города», - подчеркнул Владимир Коньков.
В СТК же, по традиции попытались обвинить в коммунальных бедах местные власти (это обычная практика компании в городах присутствия - часто используется, к примеру, в Первоуральске) и управляющие компании.
Как заявил на антикризисном совещании в екатеринбургской мэрии гендиректор «Свердловской теплоснабжающей компании» Сергей Ефимов, энергетикам в работе мешает несколько факторов. Во-первых, ограничение роста тарифов. Во-вторых, отсутствие времени на ремонт сетей в связи со сложностями в оформлении землеотводов. И в-третьих - долги управляющих компаний перед энергетиками.
Причем Ефимова совсем не смутило то, что по итогам прошлого отопительного сезона он сам назвал Екатеринбург - самым энергоответственным городом региона. Здесь жители аккуратнее всего рассчитываются за потребленную энергию, говорил глава СТК. Ответственное отношение муниципальных властей к ситуации в ЖКХ играет роль в том, что управляющие компании строго соблюдают платежную дисциплину, хвалил администрацию уральской столицы и УК Сергей Ефимов.
Правда, как только ветхие сети уральской столицы стали «рваться» по всему городу - Ефимов тут же поменял свою точку зрения и начал говорить о нерасторопности екатеринбургских чиновников и необязательности управляющих компаний.
Впрочем, власти Екатеринбурга без особых проблем, с цифрами на руках доказали, что ответственность за аварии должны нести все-таки «сетевики».
В частности, в мэрии рассказали, что у СТК в уральской столице действует трубопроводная сеть протяженностью 400 километров. При этом долгие годы компания ремонтировала едва ли по 4-6 километров в год. Вместо 1,5-2 миллиардов, которые необходимы ежегодно, в том же 2010 году компания потратила на ремонт и реконструкцию лишь 800 миллионов, а в 2011 эта сумма сокращена вообще до 600 миллионов рублей. И это при том, что уровень собираемости коммунальных платежей в Екатеринбурге стабильно держится на отметке около 97,5%.
Городские власти не раз обращали внимание СТК на необходимость увеличить финансирование ремонта и замены водоводов, но руководство компании упорно не шло на обязательные, по сути, расходы.
«К сожалению, мы не можем выделять деньги, в том числе на ремонт сетей, которые принадлежат частной структуре. Необходимо, чтобы собственники приняли решение о дополнительном финансировании работ по ремонту и замене сетей самостоятельно. На сегодняшний день ситуация с ТГК-9 (СТК является подразделением ТГК-9) ненормальная. Отключений по линии ТГК-9 - предельное количество. Такого никогда у нас не было. Систематические недоремонты приводят к срыву отопления целых микрорайонов и районов города», - прокомментировали ситуацию в управлении ЖКХ Екатеринбурга.
«В 2011 году мы намерены сохранить объем инвестиционной программы на уровне 2010 года», - в свою очередь заявил Сергей Ефимов.
Теперь упорство СТК в нежелании тратить деньги на ремонт и модернизацию сетей должен оценить суд.
«Произошедшие прорывы свидетельствуют о неудовлетворительном техническом состоянии тепломагистралей, находящихся в собственности и обслуживаемых ООО «Свердловская теплоснабжающая компания». Кроме того, в ходе прокурорской проверки в деятельности ООО «Свердловская теплоснабжающая компания» были выявлены и другие нарушения. В частности, один из участков трубопроводов теплосети Екатеринбурга, относящийся к взрывопожароопасным производственным объектам, обществом эксплуатируется без необходимой лицензии. Еще одним нарушением является установление не в полном объеме люков с запорными устройствами на газоопасных тепловых камерах», - говорится в исковом заявлении свердловской прокуратуры.
Надзорное ведомство настаивает на «признании незаконными действий и бездействия ООО «Свердловская теплоснабжающая компания». Кто из представителей компании-«сетевика» окажется на скамье подсудимых, пока не известно, но правоохранители подчеркивают, что намерены добиться «привлечения виновных к ответственности».