Работа «в темную»
12.01.2011

Публикация МК-Урал

Массовое отключение от электричества городов и поселков Подмосковья, начавшееся 26 декабря, стало тревожным сигналом для всей страны: зимний дождик вылился в натуральный коллапс. Что же станет со Свердловской областью, если подобный погодный катаклизм повторится у нас? Кто обязан предотвращать саму возможность повторения катастрофы? Об этом и многом другом рассказывает депутат областной Думы, заместитель председателя комитета по промышленной, аграрной политике и природопользованию Владимир Коньков.

- Владимир Андреевич, аварийные события с энергоснабжением в столичном регионе многие эксперты ставят в один ряд с трагической аварией на Саяно-Шушенской ГЭС в августе 2009-го. Тогда энергетики сначала тоже пытались списать катастрофу «на совесть» природы. Однако следствие показало, что корень зла кроется в порочном механизме работы российской энергосистемы. Каково ваше мнение на этот счет?

- Действительно, сетевые компании преподносили события в Подмосковье как форс-мажор. Однако это лишь часть правды. Разбирая ситуацию, министр энергетики РФ Сергей Шматко публично признал, что причины кризиса в Подмосковье и соседних областях не столько в природной стихии, сколько в рассогласованности действий между ведомствами - МЧС, местных властей и сетевых компаний.

Если читать это высказывание между строк, то оно означает одно: реформа, проведенная в электроэнергетической отрасли страны, не дала ожидаемых результатов. Состояние сетевого хозяйства в стране по-прежнему неудовлетворительное, монополизм сетевых компаний усугубляет эту ситуацию, а их работа сводится к элементарному выкачиванию средств из потребителей и нарушению правил конкуренции на энергорынке страны.

Причем этот монополизм характерен для всего коммунального хозяйства страны и всегда выливается в диктат цен. Посмотрите, что у нас в области происходит с ценами на услуги ЖКХ. В конце года нам удалось исключить из заявленных тарифов более 13,5 млрд рублей, которые не были обоснованы. В противном случае жители нашего региона заплатили бы эти деньги коммунальным предприятиям.

- В одном своем интервью вы говорили, что энерготарифы у нас завышены на 20-30 процентов. Как же определить их истинный размер?

- Необходимо пересчитать базовую составляющую тарифа поставщиков энергоресурсов, определить реальные затраты. Это очень сложная работа. Кроме Региональной энергетической комиссии (РЭК), к ней необходимо привлекатьсторонние независимые организации, которые будут проводить проверки затрат поставщиков энергоресурсов.

О том, что без этого не обойтись, подтверждает то, что в конце прошлого года руководители мэрии Екатеринбурга заявили, что плачевная ситуация с водоснабжением города требует незамедлительного повышения тарифов «МУП Водоканал» на 17 процентов, и нужно даже освободить предприятие от уплаты налога на прибыль. И это при том, что «Водоканал» до сих пор не предоставил полного отчета о своей финансовой деятельности и одновременно возводит для себя новый офис стоимостью больше двух миллиардов рублей!

Наша сегодняшняя задача, как депутатов, в том, чтобы не допустить повторения прошлогодней ситуации, когда тарифы подскочили более чем на четверть.

- Повышая тарифы, взимая плату за подключение, энергетики, как правило, ссылаются на необходимость повышения инвестиций в развитие своего хозяйства. Но в декабре министр энергетики сказал, что в России планируется прекратить практику продажи права подключения к энергомощностям. Это высказывание вызвало шквал недовольства сетевых компаний. В чем, собственно, состоит проблема?

- Строители Свердловской области хорошо знают: необходимость застройщиков платить огромные деньги за подключение к сетям влияет на то, что жилье в регионе не по карману большинству свердловчан. Расходы на покупку земельного участка, подключение к сетям и обслуживание непомерно высоких банковских кредитов - все это увеличивает цену на жилье примерно в два раза.

В этой связи я даже обратился в Конституционный суд РФ с предложением проверить на соответствие Основному закону страны порядок, обязывающий застройщиков платить за подключение домов к электросетям. Я уверен, что этот закон был в свое время пролоббирован экс-руководителем РАО «ЕЭС» России Анатолием Чубайсом и неправомерен по своей сути. Платежи за подключение зачисляются в доход сетевых компаний. Почему? Разве они что-то продают? Они не делают ничего, только предоставляют необходимые для подключения технические условия.

- Даже премьер-министр РФ Владимир Путин недавно отметил, что сейчас на строительный бизнес сплошь и рядом навешивают разного рода незаконные обременения и обязательства. И, прежде всего, это связано с подключением к коммунальным и электрическим сетям.

- Совершенно верно. И Владимир Путин в своем выступлении очень точно подчеркнул, что подсоединение к сетям должно осуществляться бесплатно для застройщика, а затраты на развитие сетей - включаться в тарифы. То есть расходы на развитие электросетей должны нести не застройщики, что совершенно нелогично, а тот, кто будет потреблять электроэнергию.

Однако стоит добавить, что с застройщиков необоснованно взимают не только эти платежи. Сетевые компании требуют, чтобы застройщики возводили за собственный счет подстанции, прокладывали сети и передавали их безвозмездно на баланс сетевиков. В результате капитализируются фонды энергопредприятий, а все затраты в конечном счете ложатся на плечи покупателей квартир. И это форменный беспредел. Главный закон страны не говорит, что одни коммерческие структуры могут развиваться за счет других.

- Какие цели в новом году вы, как депутат, ставите перед собой в этом направлении?

- Мы должны очень тщательно следить за работой наших электросетевых компаний. О том, что без этого не обойтись, говорят события в Подмосковье: там сетевики даже не утруждали себя очисткой просек от зарослей, в результате чего деревья падали и рвали провода.

Также необходимо добиваться законного порядка во взаимоотношениях сетевых компаний с застройщиками и установления должного финансового контроля над предприятиями коммунальной сферы. И в этой борьбе надеюсь на поддержку своих коллег по депутатскому корпусу. Рост доступности жилья, повышение коммунальной безопасности и приостановка тарифов ЖКХ - это ли не лучший подарок, который мы можем сделать свердловчанам к будущему Новому году?

Все новости

Как в Екатеринбурге изменились цены на первичном рынке жилья


Основатель корпорации «Маяк» Владимир Коньков заработал свои первые деньги, разгружая по ночам промерзшие бревна.

В Екатеринбурге завершился сезон дорожных ремонтов. Кто освоил деньги?