Информация портала upmonitor.ru
Палата представителей Законодательного собрания Свердловской области 16 декабря единогласно одобрила новый устав Свердловской области. За принятие основного регионального закона проголовали все 17 присутствовавших депутатов (всего в ППЗС 21 член). Ранее, 30 ноября, большинством голосов (21 из 26 присутствовавших - всего в нижней палате 28 депутатов) проект нового устава одобрила областная дума. Основной закон Свердловской области вступит в действие через 10 дней после подписания губернатором и официального опубликования, хотя некоторые положения - после формирования однопалатного Законодательного собрания в 2012 году.
Прежний устав Свердловской области был принят в 1994 году. По нему прошли первые в России всенародные выборы губернатора и сформировано первое двухпалатное Законодательное собрание. ЗССО будет оставаться единственным в субъектах РФ двухпалатным региональным парламентом (предпоследний был в республике Тува) еще 15 месяцев - до марта 2012 года.
Главная новация в уставе - изменяется система представительной власти в регионе. В 2012 году будет избрано однопалатное Законодательное собрание из 50 депутатов, из которых часть будут избираться по партийным спискам, а часть по одномандатным округам. Установлен 5-летний срок полномочий и Заксобрания, и губернатора. На переходный период с 2012 по 2014 год в Заксобрании будет работать 63 депутата, из которых 14 депутатов облдумы, избранных в 2010 году. Также установлен кворум в половину плюс один голос от общего числа депутатов (в нынешнем Заксобрании действует норма двух третей). В соответствии с новым уставом губернатор будет обязан выступать перед региональным парламентом четырежды в год: представляя бюджет, оглашая бюджетное послание, а также отчет о социально-экономическом развитии региона и деятельности регионального правительства.
В обращении губернатора к областным сенаторам отмечалось, что прежний устав сыграл большую роль в развитии региона, но он был принят в 1994 году. "Прежняя политическая система требовала постоянной балансировки, защиты от экстремистских сил. Сейчас ситуация стала более предсказуемой и рациональной", - подчеркнул глава области.
"Решение депутатами было принято единогласно - это дает нам право предположить, что политическое будущее будет если не предсказуемым, то хотя бы менее рискованным", - отмечает директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов Анатолий Гагарин. Между тем, эксперты единодушно отмечают, что ликвидация единственного в России двухпалатного парламента была неизбежна - это т.н. "федеральный тренд" на унификацию региональных систем управления. "Поправки дают полное основание заявить, что последний в России региональный двухпалатный парламент - приказал долго жить. Возможно это решение и вызывает чувство легкой грусти, но во-первых посредством изменений в устав мы привели наше законодательство в соответствие с федеральным, а во-вторых - новации позволят экономить бюджетные средства", - говорит депутат облдумы Владимир Коньков. Об этом после голосования в ППЗС заявил в своем комментарии и губернатор Мишарин: "Прежде всего, серьёзные изменения произошли в федеральном законодательстве. Свердловская область, как субъект федерации, должна была отразить эти новации в своём Уставе. Кроме того, следуя тенденции усиления вертикали власти, мы учитывали практику организации деятельности властных структур других субъектов Российской Федерации". Высокопоставленный сотрудник администрации губернатора в неофициальном разговоре выразился образно и ярко: единственное в стране двухпалатное заксобрание торчало как пенек, который надо было срезать.
Что касается практики в других субъектах, то тут оппозиция, пытавшаяся (впрочем, без особого успеха) превратить принятие устава в некую феерию, сумела единственный раз подловить исполнительную власть. Среди прочего камнем преткновения был вопрос о кворуме в однопалатном органе. Оппозиция использовала срыв кворума в облдуме созывов 2000-2008 годов, причем это был серьезный инструмент давления на администрацию губернатора и правительство области. После выборов 2010 года парламентские партии снова получили возможность срывать заседания, вытаскивая карточки (хотя в нынешнем созыве по уровню серьезности оппозиционные демарши напоминали бунт в младшей группе детсада "Бусинка"). Разработчики нового устава предложили вместо кворума в 2/3 от общего количества депутатов установить норму в 50%. Пытливый депутат-эсер Игорь Данилов проанализировал уставы других субъектов РФ и в большинстве обнаружил норму в две трети. Впрочем, в итоге прошла и эта позиция разработчиков, как и все остальные, изначально прописанные в концепции.
Обсуждение нового устава было украшено и еще одним оппозиционным шоу, под названием "Облдуму распустят досрочно!" Больше всех об этом шумели депутаты-неокоммунисты во главе с Андреем Альшевских. Но в итоге младозюгановцы оказались в роли мальчика из сказки, который кричал "Волки!"
Всего же к первоначальному проекту основного закона области было принято более 260 поправок, хотя и ни одной принципиальной. "Это был настоящий политический диалог: конструктивный, позитивный, уважительный к мнению и гражданской позиции собеседника. Мне бы очень хотелось, чтобы такие широкие общественные обсуждения знаковых для Свердловской области проектов вошли в нашу практику и стали бы общепринятым явлением", - отметил губернатор Мишарин.
Этот проект был знаковым еще и потому, что стал первым опытом нового главы региона в серьезном реформировании политической системы. "Мы наблюдаем реализацию той программы политической деятельности, которую Мишарин декларировал в начале своего руководства, - отмечает замглавы администрации губернатора Вадим Дубичев. - Это реформирование структуры Заксобрания и системы ее формирования, создание Общественной палаты, начало работы четырех фракций в составе думы, полноценный диалог губернатора и партий".
Уже отмечалось, что главным итогом первого года правления Мишарина стала переориентация элит на нового руководителя области. Основным итогом календарного года стала реформа законодательной власти, проведенная "под Мишарина". Эксперты предполагают, что задачей следующего года может стать реформирование исполнительной власти.
В минувшем октябре губернатор создал совет по внутренней политике - своеобразное областное "политбюро", которое предваряет традиционные заседания правительства региона. Таким образом глава области замкнул решение ключевых вопросов на себя. Очевидно, что созданная при Эдуарде Росселе структура исполнительной власти выглядит громоздкой и архаичной. Не говоря уже о том, что наличие в субъекте федерации премьер-министра, министров и т.п. выглядит таким же "пеньком" в региональном "лесу" - хотя и не одиноким, лес-то основательно прорежен за десятилетие выстраивания властной вертикали.
В новом уставе среди прочего записано, что губернатор вправе на основании собственного решения возглавлять правительство Свердловской области. Возможно, что эта норма внесена с прицелом на реформу областного правительства, в результате которой премьер будет переведен в статус вице-губернатора, а вместо министерств будут департаменты или управления. Понятно, что эта задача более сложная, чем реформирование законодательной ветви власти, за один год ее, вероятно, и не удастся решить. Но тенденция обозначена. В конце концов, даже самые упрямые субъекты федерации заставили отказаться от наименований типа "президент". А оптимизация российской бюрократической системы - нескончаемое занятие.