С 1 января 2017 года в платежных квитанциях вместо графы «Сбор и вывоз отходов» появится новый коммунальный платеж. Таким образом власти хотят побудить граждан и предпринимателей сортировать мусор: платеж будет ниже, если мусор сортируется.
Расчет платы будет производиться не из площади помещения, а из базового тарифа на услугу по обращению с твердых коммунальных отходов и норматива мусора на одного человека. В некоторых случаях (определит правительство) платежи будут взиматься исходя из фактического количества и объема контейнеров. Чем больше граждане и предприниматели будут создавать отходов, не подлежащих захоронению и сжиганию, тем ниже будет тариф.
— Вряд ли эта идея имеет перспективу, — отметил депутат Законодательного Собрания Свердловской области Владимир Коньков. — Частично это даст результат, но далеко не на 100%. Сортировку мусора необходимо организовывать непосредственно на свалках. Да, это уже делается, но в недостаточных масштабах. Нужно уделять внимание совершенствованию пунктов переработки на свалках, использовать современные методы утилизации и переработки отходов.
Для этого, по мнению депутата, необходимо строить целые заводы по переработке — с огромными мощностями, что, естественно, очень затратно.
Тем не менее, по словам депутата, в екатеринбургскую мэрию поступало довольно много предложений от инвесторов по переработке мусора, но почти все они натолкнулись на личный интерес чиновников. Инвесторы помимо вложений в строительство и оборудование не готовы нести еще и дополнительные многомиллионные невозобновляемые расходы.
Но главный вопрос, который городские чиновники отказываются решать с инвесторами — использование в муниципальных нуждах излишек тепла и энергии, возникающих при переработке и утилизации мусора.
Например, во многих европейских странах получаемая на мусороперерабатывающих предприятиях теплоэнергия поступает в инженерные сети муниципалитета — то есть городские помещения отапливаются за счет сжигания мусора. При этом компании за произведенное тепло, а в некоторых случаях и электричество, получают дополнительный доход.
В Екатеринбурге подобное сделать невозможно, так как сетевые компании не допустят конкуренции.
— Монополии, которые располагают в Екатеринбурге сетями и занимаются транспортировкой ресурсов, не заинтересованы запускать сторонние компании, которые могут «уронить» цены, — отметил Владимир Коньков. — Таким МУПам как «Водоканал» выгодно как можно дольше держать цены на максимуме, получая необоснованную прибыль. Между тем, действительно, мусороперерабатывающие заводы могли бы несколько снизить стоимость услуг ЖКХ для населения.
Также, по мнению Владимира Конькова, сортировка мусора может оказаться бесполезной затей из-за нерегулярной работы коммунальных служб — прежде всего автомашин «Спецавтобазы».
— Представьте ситуацию, подходит добросовестный гражданин к контейнеру с пищевыми отходами, а он переполнен. Оставить пакет возле контейнера? Но это неправильно, так как мусор тут же растащат собаки. В итоге, пакет с пищевыми отходами полетит в ближайший ящик — например, для пластика или бумаги, — предположил Владимир Коньков.
Вряд ли захотят нести дополнительные расходы и сами управляющие компании.
Но больше всего придется потратиться коммунальным службам, отвечающим за вывоз твердых бытовых отходов.
— Как будет вывозиться раздельный мусор? Разными машинами? Или коммунальным службам придется покупать новые мусоровозы с несколькими отсеками? Правда, в любом случае все затраты будут переложены на плечи рядовых горожан, которые не понимают пользы от данной затеи, так как перерабатывающих заводов в Екатеринбурге попросту нет. Надо понимать, что как только заработают подобные заводы, в городе появятся точки приема отсортированного мусора. Завод сам будет гоняться за сырьем, и готов будет за него хорошо платить, — заключил Владимир Коньков.