Административные барьеры душат
11.09.2012

Екатеринбург никогда не станет привлекательным для инвестиций и удобным для жизни людей, здесь пропадут втуне все благие намерения и планы. Так будет до тех пор, пока за счет города не перестанут реализовывать свои интересы коррумпированные чиновники городской администрации.

Тезис, лежащий в первых строках этой статьи, хорошо иллюстрируется длящейся годами ситуацией на строительном рынке, более конкретно – в сфере жилищного строительства Екатеринбурга.

«На одном из последних съездов предпринимателей Владимир Путин обозначил стратегическую цель – Россия должна войти в первую двадцатку стран с благоприятным инвестиционным климатом. Однако в Екатеринбурге это сегодня недостижимо», - говорит депутат Свердловского Заксобрания Владимир Коньков. По его мнению, причина подобного положения вещей в существовании административных барьеров, где по одну сторону честный предприниматель, по другую – коррумпированный чиновник. Борьба как с пресловутыми барьерами, так и с коррупцией ведется ни один год, но кроме громких заявлений дело дальше не идет.

«Инвесторы и застройщики в Екатеринбурге администрацией давно поделены на две части – свои и чужие. Последние имеют слабые перспективы по участию в застройке города. Их могут годами заставлять готовить разрешительную документацию, а срок аренды земли может закончиться за неделю до готовности документов. Другие – «свои» - могут годами не прикасаться к земле, сохраняя его как актив. К слову, больше половины обманутых дольщиков появляются как раз из-за таких манипуляций с землей», - говорит Коньков и приводит свежий пример – печальный опыт «чужой» компании «Абсолют-2000». Пройдя все круги ада, «чужак» получил договор аренды на участок по улице Степана Разина в Екатеринбурге, но после длительных согласований проект жилого дома был «зарублен». Оказывается, пока застройщик исправлял систематически обнаруживаемые ошибки в документации, власти города надумали строить вблизи участка дорогу. Застройщику пришлось переделывать проект, однако после многомесячных трудов выяснилось, что строить трассу власти передумали. К тому моменту истек срок аренды земли, а заложенную стройку с закопанными в нее деньгами признали незаконной. «Есть и другой пример – компания «Заказстрой», получившая участок еще в начале 2000-х годов, не прикасается к нему, в то время как «стандартный» трехлетний срок аренды парадоксальным образом длится до сих пор», - отмечает Коньков.

На политику городских властей внимательно смотрят те, кто мог бы инвестировать в развитие муниципалитета средства. Присмотревшись к чужим ошибкам и мытарствам, пришлые коммерсанты бегут в соседние регионы, благо есть выбор. Например, в Челябинской области особых проблем с выделением земли нет. Местным остается мучиться и терпеть, играя по чужим правилам. «А правила таковы: чем меньше строится жилья – тем лучше городским чиновникам, так как выше цена квадратного метра и соответственно выше коррупционные ставки», – резюмирует знакомый с ситуацией коллега Конькова.

Впрочем, не все так безнадежно и даже сложившуюся за много лет систему можно сломать. Вполне может быть достаточно жестко определить срок выдачи разрешительной

документации (что свяжет коррупционерам руки), ввести электронный документооборот (будет способствовать прозрачности) и опубликовать данные о всех доступных для застройки участков, что создаст равные конкурентные условия для всех. Кроме того, нужно упорядочить процедуру предоставления участков. По закону, муниципалитет должен предоставлять их с готовой инфраструктурой, однако этого не делается. Более того, происходит обратное. Застройщик не только сам проводит коммуникации (трубы, электросети) к своему объекту, но и фактически дарит их поставщику ресурсов, коим, как правило, является связанное с мэрией предприятие. А это еще одна проблема, которую также надо решать политическими методами, для чего нужна воля властей региона и страны.

Все новости

Как в Екатеринбурге изменились цены на первичном рынке жилья


Основатель корпорации «Маяк» Владимир Коньков заработал свои первые деньги, разгружая по ночам промерзшие бревна.

В Екатеринбурге завершился сезон дорожных ремонтов. Кто освоил деньги?