Свердловские власти презентовали «обманутым дольщикам» документ, который поможет решить их застарелые проблемы и, наконец, обрести крышу над головой. Насколько продуман документ, позволит ли он уберечь от мошенничества строителей следующих дольщиков, «Новый Регион» поинтересовался у одного из разработчиков закона, депутата облдумы от КПРФ, руководителя депутатской группы по решению проблем «обманутых дольщиков» Владимира Конькова.
Н.Р. Владимир Андреевич, на минувшей неделе премьер Анатолий Гредин представил общественности очень важный документ. У него громоздкое название: «О поддержке граждан, пострадавших от деятельности юридических лиц по привлечению денежных средств граждан, связанному с возникновением у граждан права собственности на жилые помещения в многоквартирных домах». Насколько мы поняли, это пока проект закона?
Владимир Коньков: Да. Это пока проектный документ. И чтобы он стал, наконец-то, законом, областной премьер пригласил в прошлую пятницу на его обсуждение руководителей инициативных групп обманутых дольщиков. Это люди, которые так и не дождались жилья от ЗАО «Новый Центр», ЗАО «Новый Град», ООО «Новоград», ООО «Уралстрой-1» (ТСЖ «Высокий берег»), ООО «Системстройкомплект», ЗАО «Интеркомплектстрой» и ЗАО «Корпорация ЭСПА». Законопроект ставит задачу учета дольщиков, создания реестра с последующей возможностью предоставления им права оплатить постройку квартиры за вычетом тех средств, которые они когда-то уже вложили в долевку.
То есть, новый застройщик, которому правительство поручило участвовать в данной программе и получающий на этом основании бюджетное софинансирование, будет обязан предоставить некогда обманутому дольщику то количество квадратных метров, которое тот ранее оплатил. Причем по той цене, которая действовала во время покупки.
Н.Р. Звучит привлекательно. А кто будет исполнителем этого закона?
Владимир Коньков: Основным исполнителем будущего закона в плане учета обманутых дольщиков станет управление Госстройнадзора по Свердловской области. Очередность внесения дольщика в реестр будет устанавливаться не по факту подачи заявления, а по той временной отметке, когда он попал в данную ситуацию. То есть дате заключения договора на долевое строительство.
Н.Р. Насколько мы поняли из встречи Анатолия Гредина с гражданами, авторам пришлось ввести специальное определение для термина «обманутый дольщик», и вроде бы это было непросто?
Владимир Коньков: Действительно, с четвертой статьей закона, где дается это понятие, была серьезная загвоздка. Во многих случаях очень трудно в юридическом смысле определить, когда обычный дольщик переходит в разряд обманутых. И вопрос этот не пустой. Ведь людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, будет помогать бюджет, и нельзя допустить, чтобы этими немалыми средствами воспользовались нечистоплотные люди. С другой стороны, нельзя делать процедуру признания гражданина обманутым дольщиком чересчур жесткой. Потому что в этом случае потеряется социальная значимость принимаемого нами закона - он не будет работать.
Н.Р. Как же в итоге решили эту проблему?
Владимир Коньков: Максимально четко прописали в законе условия включения дольщика в реестр. Это, в первую очередь, ликвидация застройщика как юридического лица, или его банкротство, утрата права аренды земельного участка и ряд других условий.
Н.Р. Сколько требуется нового жилья, чтобы расселить обманутых когда-то людей?
Владимир Коньков:. По предварительным подсчетам, пострадавшим от действия недобросовестных застройщиков людям требуется порядка 15 тыс. кв. метров жилья. Но, я уверен, это цифра не окончательная и будет расти. Точный же объем можно будет определить после утверждения закона, составления реестра обманутых дольщиков и принятия разных подзаконных актов. И хотя закон еще не принят, на 13 проблемных объектах уже возобновилось строительство. Люди это увидели, значит, мы подарили им надежду.
Н.Р. Владимир Андреевич, Вы вот так радуетесь, а между тем, про вас лично и областное правительство пишут, что якобы все вы «распоряжаетесь» землями Екатеринбурга. Как прокомментируете такие выпады?
Владимир Коньков: Может это прозвучит как откровение, но я скажу: очень многие люди сегодня заинтересованы в том, чтобы проблема с обманутыми дольщиками осталась неразрешенной и забытой. Потому что сейчас, когда мы с областным правительством стали «копать» и разбираться в причинах долгостроев, изучать «прокрученные» финансовые схемы, выяснилось очень много криминальных фактов. И замешаны в них оказались не только недобросовестные бизнесмены, но и очень высокопоставленные чиновники мэрии Екатеринбурга.
Неудивительно, что этих людей очень беспокоит наша активная деятельность, отсюда и очередная волна очернительной информации в СМИ. Она направлена не только против строительной корпорации «Маяк», но и против меня. Потому что как депутат я всегда был принципиален и бескомпромиссен в вопросах борьбы со взяточничеством.
Н.Р. А областным властям в таком случае за что «прилетело»?
Владимир Коньков: В отношении областного правительства то же самое. Ранее администрацию Екатеринбурга вполне устраивало, что прежнее областное руководство относилось к проблеме обманутых дольщиков, мягко говоря, индифферентно. И теперь, когда команда Анатолия Гредина взялась за эту сферу серьезно, последовал контрудар: правительство обвинили в коррупции, в растрате бюджетных средств на «ничего не стоящую проблему».
Н.Р. Как мы уже говорили, закон еще не принят. Как думаете, сильно ли он изменится перед окончательным чтением?
Владимир Коньков: Думаю, часть недочетов будет исправлена в ходе обсуждения и голосования. Еще какие-то минусы будут ликвидированы с помощью поправок. Надо помнить, что «шлифовку» временем и практикой проходит множество законодательных актов - как областных, так и федеральных. Наличие небольших недочетов - это ничто в сравнении с самим фактом появления данного документа. При этом надо сказать, что у закона было нелегкое рождение - нам с правительством и губернатором Александром Мишариным пришлось приложить невероятное количество энергии, чтобы он появился. И это я считаю одним из важнейших социально-экономических событий 2011 года.