Свет «Маяка»
31.03.2011

Депутат свердловской Областной думы, заслуженный строитель Российской федерации, заместитель председателя комитета по промышленности Владимир Андреевич Коньков стал гостем утреннего эфира на радио «Комсомольская правда - Екатеринбург». В течение часа он отвечал на острые вопросы радиоведущих и слушателей, звонивших на горячую линию. Основной темой разговора стала тема обманутых дольщиков и градостроительная проблематика областного центра.

- Владимир Андреевич, Вы занимаетесь проблемами обманутых дольщиков. Как и вообще проблемами строительства в регионе...

- Да, так получилось, что я практически единственный строитель в Областной Думе - как в прошлом созыве, так и в нынешнем, занимаюсь вопросами строительства, работы с застройщиками, а также общероссийской проблемой обманутых дольщиков.

Еще в прошлом созыве мне было поручено заниматься этой проблемой, и я выступал на правительстве, разговаривал с муниципальными чиновниками. На мой взгляд, этот вопрос можно было давно решить, была бы только заинтересованность. Но в настоящий момент призыв президента и нашего губернатора все-таки услышан, и я вижу, что этот вопрос начал решаться. И так как я имею опыт в решении этой проблемы, полгода назад я начал заниматься вопросами поиска инвесторов для незавершенных объектов долевки.

На моем счету более двух десятков предприятий, которым я предложил работать в этом проекте. Этот проект требовал определенных инвестиций, и не один-два миллиона, а десятки, порой, сотни миллионов. И отклика я, к сожалению, не нашел.

Я обратился в корпорацию «Маяк», ранее, до избрания, я руководил этой фирмой. И при моем настоятельном обращении руководство корпорации согласилось участвовать в двух программах, по двум объектам - «Новый центр» и «Каменный ручей». Проблемы там такие, что у одного застройщика были более 50 обманутых дольщиков, а у другого - 47.

Конечно, решение вопросов там требует больших инвестиций. Например, чтобы вы представили, «Новому центру», нужно прежде погасить долг в 106 миллионов, изыскать оборотные средства еще на 150-200 миллионов. А вообще в целом проект потребует порядка 500 миллионов.

Со своей стороны для разрешения проблемы обманутых дольщиков областное правительство сегодня выделило 500 миллионов рублей бюджетных средств.

Телефонный звонок: - Меня зовут Алексей. У меня вопрос про жилой комплекс «Каменный ручей» на ул. Щербакова. На основании чего там ведется строительство, ведь не было никакой разрешительной документации, и градостроительный совет не одобрил этот комплекс? То, что делает Коньков, это чистой воды обман. И пусть он прокомментирует то, что администрация города относит его к числу недобросовестных застройщиков.

- Замечательный вопрос. По поводу меня как недобросовестного застройщика. Когда это прозвучало со стороны недобросовестных чиновников, называть имена не буду, я разместил во всех СМИ объявление: кто приведет обманутого дольщика корпорации «Маяк», получит премию в 200 тысяч рублей. Прошло с того момента порядка 7 лет. Никто не привел. Ждем до сих пор. Если вы, Алексей, приведете, то получите премию. Хоть одного обманутого дольщика за последние 10 лет. Это ответ относительно недобросовестности застройщика.

Во-вторых, по «Каменному ручью». Корпорация «Маяк», как я уже говорил, по моей настоятельной просьбе, включилась в этот проект. Что мы там имеем? Проект, который согласовывался в течение 3 лет, оказался полностью забракован экспертизой. Только непонятно, почему 3 года экспертиза аккуратно брала деньги, а потом оказалось, что проект совершенно не годится. У нас есть государственная экспертиза при регионе, руководителей сменилось уже трое, и вот четвертый руководитель вынес вердикт, что этот проект не подлежит экспертизе, и нужно переделывать все.

Получилось так, что корпорация вынуждена с нуля делать проект, благо, что есть свой проектный комплекс. На сегодня ведется работа, причем, без выходных. И как мне сообщили, документы будут готовы к 1 июня. Чтобы представить себе, какой нужен объем документов, то представьте целый самосвал. Не 2-3 листочка.

Насчет строительства, которое там ведется. Да, разрешение на строительство было, оно есть, непосредственно на двухэтажное здание ТСЖ. Если так интересно, подходите, вам его покажут. Но это только на двухэтажное здание, на высотный комплекс оно будет через полтора-два месяца после сдачи документов на экспертизу. Планируется начать строительство высоток в середине июля - начале августа.

- Владимир Андреевич, а сколько же у нас в области обманутых дольщиков? Депутат Хинштейн занимается обманутыми дольщиками, он называет цифру в 80 тысяч по всей России, но считает, что эти показатели занижены. А сколько их у нас в регионе?

- На мой взгляд, по области порядка 2,5-3 тысяч. И конечно есть еще «скрытые», которые надеются получить свои квартиры от застройщика. Они боятся банкротства той строительной организации, в которую они вложили деньги. Я думаю, что вместе с ними будет более 4 тысяч.

Телефонный звонок: - Меня зовут Алексей Анатольевич. Я слышал, как вы говорили о том, что недобросовестные чиновники включили вас в список недобросовестных застройщиков. Насколько я знаю из Интернета, по данным налоговой службы, корпорация «Маяк» должна несколько миллионов.

- Это совершенно неправильно. Насколько я знаю - а я уже не руковожу фирмой порядка 5 лет, но информация до меня доходит, - корпорация «Маяк» никому не должна и налоги платит аккуратно. Это полуторатысячный коллектив, который стабильно работает, вопреки тому, что хотят многие муниципальные чиновники. Фирма все время в борьбе. Ее руководство имеет свое мнение о ситуации в городе и, конечно, не может стоять в стороне, когда видит безобразие.

- Вы назвали сумму в 500 миллионов. Откуда эти деньги, и как вы собираетесь распределять их? На что они будут потрачены - на подведение коммуникаций, благоустройство, отделку?

- Я уже говорил о «Новом центре», объекты которого требуют вложения такой суммы - 500 миллионов. Но здесь такая же цифра - это правительство выделило 500 миллионов по объектам «Нового града». Эти деньги также потребуются для достройки здания. Но эта сумма - примерно одна треть от того, что требуется.

Телефонный звонок: - Меня зовут Ксения. Была история около года назад про то, как на Радищева, 33 строили некий жилищный комплекс и зашли на участок потомственной дворянки. Об этом много говорилось, но я так и не поняла, чем закончилась история. Было ли какое-то возмещение? Как в итоге уладили конфликт?

- Никакого конфликта не было. Объект был построен. А уже после постройки объявилась владелица, которая зарегистрировала собственность на земельный участок позже, год спустя. А раз зарегистрировала, стала предъявлять требования к застройщику. Про компенсацию я не слышал, но требовала она много, и, скорее всего, ничего не получила. Ну, а как может быть иначе, если она зарегистрировала права на землю уже после окончания строительства и сдачи объекта? Здесь, конечно, сказалась нерасторопность Главархитектуры, которая проглядела этот момент и зарегистрировала, что бывает часто.

- Здание на Радищева, 28. Оно довольно крупное, и там обещали сделать парковку, а получается так, что дорога заграждена транспортом. Как бы не получилось с пробками так же, как в Москве.

- Здание на Радищева, 28, я думаю, украшает этот угол. Кстати, хочу сказать, что раньше было спроектировано и утверждено на градостроительном совете 5-этажное здание. А сейчас там 17-этажка, она довольно хорошо вписалась в этот угол и хорошо смотрится. Причем Аркадий Чернецкий дал положительное заключение по этому объекту.

Телефонный звонок: - Меня зовут Александр. Почему будучи депутатом облдумы и не являясь формально директором корпорации «Маяк», вы лоббируете ее интересы?

- Лоббирование - это получение дополнительных преференций. Как можно счесть лоббированием дополнительное навязывание корпорации проблемных объектов с затратами от 200 до 500 миллионов? Причем, из кармана корпорации.

- Владимир Андреевич, а когда вы получили звание Заслуженного строителя? И сколько лет вы уже занимаетесь строительством?

- Это был 1994 год. А в строительстве я с 1963 года, то есть в этом году это будет уже 48 лет. Думаю, доработаю до 50. Строительство - это основа нашего развития, основа жизни. Без строительства не может быть никакой дальнейшей перспективы.

- Если рассматривать Свердловскую область и Урал в целом, мы - регион проблемный в плане строительства или наоборот хороший, позитивный?

- Когда земля под строительство стала иметь определенную цену, она сразу же стала проблемной. В этот момент появились разногласия между застройщиками и отдельными чиновниками мэрии Екатеринбурга. Чиновники разделили застройщиков на своих и чужих. Своим давали зеленый свет, чужим - красный.

И в конечном счете, это серьезно сказалось на застройке города, потому что «свои» застройщики имеют недостаточные мощности и возможности для строительства. Темпы строительства могли бы быть значительно выше. Но так как «чужие» в большинстве своем обанкротились или просто ушли с рынка, жилье, темпы его строительства снизились в 2-3 раза.

Можно строить, как призывал нас губернатор, 1 квадратный метр на проживающего в год, где-то до 4,5 миллионов метров. Это действительно решило бы многие проблемы. Но это разделение на «свой» и «чужой» не дает выйти на такие цифры.

- Владимир Андреевич, а что вы думаете про малоэтажную застройку в Екатеринбурге? Стоит ли игра свеч? Например, в Краснолесье построен целый микрорайон, состоящий из пятиэтажек. Насколько удачна эта идея на фоне общей тенденции строительства 20-25-этажных домов?

- Хотя муниципальные чиновники заявляют, что земли в городе нет, я считаю, что ее более, чем достаточно. Только ее надо правильно использовать. К примеру, всем известна проблема горящих торфяников, когда над городом повисает смог. Над торфяниками можно и нужно работать - произвести выторфовку грунтов. Это районы Широкой речки, Медного, Березовского, район в сторону Полевского. Наш регион богат торфяниками, и для кого-то это благо, а для нас - нет.

Торфосодержащие грунты доходят до глубины 5-7 метров. И для того, чтобы обеспечить противопожарную защиту, нужно полностью вынуть эти грунты, создав защитные полосы от 50 до 100 метров в ширину. А земли, которые высвободятся после этой обработки, заполняются негорящими грунтами и именно их можно было бы передать физическим и юридическим лицам под малоэтажную застройку. Это, по моим подсчетам, до 2,5 тысяч гектар.

- Но ведь там, наверное, существует еще и проблема с подводом коммуникаций. Ведь известно, что именно дороговизна подключения дома к водопроводу и энергосетям и является причиной популярности точечной застройки города.

- Сейчас вполне достаточно технологий, чтобы обеспечить автономию для инженерной инфраструктуры строящихся домов.

- А за счет чего жилье получается сделать бюджетным? Это экономия на коммуникациях - пластиковые трубы вместо медных? Или это неполное благоустройство территории? Или за счет удаленности от центра города?

- Вопрос непростой. Я, конечно, за то, чтобы малоэтажное строительство развивалось, но это по силам не каждому. На мой взгляд, малоэтажное строительство доступно для населения с доходами чуть выше среднего. А бюджетное жилье должно быть ближе к социальному.

Сейчас не каждый может приобрести квартиру за 1,5-2 миллиона. Притом, что средней квартирой мы считаем двухкомнатную. Существует мнение о том, что малоимущим нужно предоставлять бесплатные земельные участки с инженерной инфраструктурой. Причем стоимость этой инфраструктуры изначально закладывается на уровне 1,5-2 миллионов рублей. Это водопровод, канализация, газ, электроэнергия и т.д.

Я считаю, что деньги, которые планируется потратить на подведение коммуникаций к этой бесплатной земле, лучше было бы использовать на возведение социального жилья. Этих денег достаточно, чтобы предоставить малообеспеченным семьям двухкомнатные квартиры. Потому что получив бесплатную землю с коммуникациями, человеку все равно нужно найти миллион - полтора для того, чтобы построить на ней дом, хотя бы на 80 кв.м. Получается, что малообеспеченным гражданам не по силам будет построить коттедж.

- Давайте вернемся к обманутым дольщикам. Каковы перспективы? Удастся ли сделать так, чтобы обманутые дольщики стали просто дольщиками?

- Сейчас решение этого вопроса сдвинулось с мертвой точки. И поскольку вопрос контролирует председатель правительства, и контролирует весьма жестко, думаю, что задача, поставленная президентом, будет решена. Задача, напомню, обеспечить всех обманутых дольщиков жильем.

- Вы могли бы чуть подробнее рассказать о вашей работе в качестве депутата? Работе с обманутыми дольщиками, работе по написанию запросов, рассмотрению жалоб...

- Мои функции в Думе - это непосредственно строительство и все, что связано со строителями: экология, малая энергетика. Но, конечно, больше всего вопросов вызывает строительство. Ко мне обращаются десятки застройщиков. И один из важнейших вопросов это выделение земель. Это проблема, наверное, не только нашего города, но и всей России. Когда земля имеет цену, она часто попадает под контроль недобросовестных чиновников.

Телефонный звонок: - Меня зовут Дмитрий. Я дольщик «Нового града», и насколько мне известно, вы разработали программу решения проблем дольщиков. Хотелось бы узнать, так ли это. Хочу сказать, что ко мне обратились с предложением написать письмо губернатору Мишарину с требованием не отдавать застройку наших домов корпорации «Маяк». Хотелось бы узнать ваше мнение на эту тему.

- Конечно, когда определилась помощь правительства, а размер помощи установлен примерно в 500 миллионов рублей, выстроилась очередь за бюджетными деньгами. Но я хочу разочаровать участников очереди, тем, что кроме 500 миллионов требуется вложить еще около миллиарда рублей. Поэтому подумайте хорошенько, стоит ли устраивать козни корпорации «Маяк». Она работала, работает и будет работать дальше. Но хочу предложить: если есть желание поучаствовать в программе - пожалуйста! Программа открыта для всех, но для участия в ней требуются деньги. Здесь не только можно получать, необходимо еще и вкладываться, а вот это многих разочарует.

- Владимир Андреевич, вы говорили о скрытых обманутых дольщиках, о тех, кто не заявил о проблемах. А как кризис повлиял на строительство в Екатеринбурге?

- Скрытые обманутые дольщики - это те, кто не смогли вовремя зарегистрировать свои договоры на недвижимость в Федеральной службе регистрации. Это те самые договоры, которые по различным схемам были заключены недобросовестными застройщиками, поэтому не все обманутые дольщики юридически могут предъявить свои права на то жилье, на которое они рассчитывают.

Ну, а что касается кризиса, он вообще существенно повлиял на все сферы производства, а в особенности на строительство, когда строители буквально поняли федеральную программу «Доступное жилье», закупили оборудование, залезли в кредиты. А потом ударил кризис, и они оказались с технологиями, но без денег, без спроса на то жилье, которое они построили. Это конечно было очень тяжело. Но сейчас рынок жилья стал оживать, и я думаю, многие проблемы остались позади, жилье стало покупаться, стало быть, уровень жизни значительно повысился, у людей появились деньги.

- А насколько, на ваш взгляд, оправдана достаточно высокая цена за квадратный метр жилья в Екатеринбурге?

- Ценообразование в строительстве складывается из цены земли, сейчас это аукционная цена. Далее идет плата за подключение, согласование, экспертные заключения. Я думаю, что 40-45 тысяч рублей за квадратный метр - это цена, приемлемая для застройщика. А поскольку спрос диктует цену, разница между затратами строителей и конечной ценой - 5-6 тысяч за квадрат. Надо еще учитывать и кредит под 17% годовых, это тоже дает серьезное увеличение цены. Если бы процент по кредиту был снижен, равно как и плата за подключение, средняя цена квадратного метра могла бы быть 35-40 тысяч рублей. Но, разумеется, ни один застройщик не будет работать себе в убыток, ведь это коллектив, это налоги, это развитие предприятия - все эти затраты и определяют цену.

Все новости

Как в Екатеринбурге изменились цены на первичном рынке жилья


Основатель корпорации «Маяк» Владимир Коньков заработал свои первые деньги, разгружая по ночам промерзшие бревна.

В Екатеринбурге завершился сезон дорожных ремонтов. Кто освоил деньги?